Особенности GR75 Combat Retrofits в игре StarWars Armada

Давным-давно, когда только вышли предшествующие четвёртой волне статьи FFG о новых кораблях, никто не придавал особого значения герою нашей сегодняшней статьи (и его имперскому аналогу). Все были увлечены обсуждением достоинств и недостатков тогда ещё новых кораблей: повстанческого “Либерти” и имперского “Интердиктора”. И действительно, в тогдашней обстановке господства больших и могучих линкоров на игровом столе, кому могло быть интересно появление маленького кораблика, который даже собственного вооружения не имеет?.. Но, как показала дальнейшая история, очень напрасно. Кораблик, на который никто не возлагал никаких особых надежд, оказал настолько сильное влияние на весь метагейм, что ему уже пришлось пережить два мягких “нерфа” (от английского nerf – ослабление), и он все еще остается желанным гостем на игровом столе. Вот такая вот история успеха, которой может позавидовать даже Золушка. Давайте попробуем разобраться, в чем же секрет этих маленьких корабликов.

Думаю, начать стоит с того, что GR-75 относится к новому игровому классу кораблей, который называется флотилия. Визуально, от обычного корабля флотилия отличается тем, что на базе она представлена несколькими моделями, а не одной. Но гораздо большие отличия лежат в области игровых правил. Корабли, составляющие флотилию, настолько хрупки, что при столкновении с любым другим “большим” кораблем (кроме другой флотилии), получают повреждение по обычным правилам столкновений, а вот “большой” корабль от столкновения повреждений не получает. Так же флотилию нельзя выбрать в качестве флагманского корабля (это как раз один из “нерфов” флотилий, так как до выхода одного из прошлых FAQ-а это было возможно, и позволяло адмиралу усиливать флот, находясь на безопасном удалении от сражения, причём вне сражения простаивало довольно скромное количество очков).


В принципе, к особенностям флотилии, можно ещё отнести наличие защитного токена “скаттер”, так как из всех “больших” кораблей такой есть только у неё. Этот защитный токен делает флотилию раздражающе живучей, так как я лично знаю случаи, когда она переживала полный залп ЗР типа “Империал” 2 без единой царапины, а все потому, что ИЗР не смог выбросить на кубах ни одного прицела, чтобы этот (добавить сюда эпитеты по вкусу, смотря с какой стороны турболазера вы находитесь) “скаттер” заблокировать. Именно из-за этого “скаттера” обрело смысл оснащение корабля дорогущим H9 Turbolaser, который до этого интересовал только редких энтузиастов.
Впрочем, в плане защиты флотилии больше не на что полагаться, так как три очка корпуса и по одному щиту с каждой стороны – явно недостаточно для долгой и счастливой жизни. Поэтому ей не стоит лезть в самое пекло сражения, а лучше находится в относительной безопасности дальней дистанции, где она в полной мере может воспользоваться принципом неуловимого Джо (которого не могут поймать не потому, что он самый ловкий, а потому что он нафиг никому не нужен). Да и угроза тарана для находящейся в отдалении флотилии минимальна (на таран “скаттер” не работает, чем другие “большие” корабли не преминут воспользоваться, благо им за это ничего не будет).
Впрочем, раз уж мы заговорили о сражении, то давайте рассмотрим вооружение GR75 Medium Transport. И, внезапно, его практически нет (прочерк вместо кубов атаки означает, что эта сторона не формирует пул кубов, а, следовательно, концентрация огня или Акбар, который адмирал, не будут иметь никакого эффекта. Если кто-то вам рассказывает байки о том, как флот его транспортов под Акбаром в щепки разносит имперские ИЗР-ы, перед вами чит… заблудшая душа, которой нужно рассказать про правила). Все вооружение – это зенитка с одним черным кубом, что, впрочем, не так уж плохо, так как черный куб позволяет весьма эффективно отстреливать (а главное – добивать) эскадрильи оппонента. И, в отличие от прочерков в полях основного вооружения, на зенитку команда “концентрация огня” уже действует, что опять может быть полезно в случае, если нужно быстро добить какую-нибудь эскадрилью.
В принципе, для любителей пострелять есть GR75 Combat Retrofits, который таки оснащен каким-то вооружением, что дает ему по одному синему кубу в носовой и кормовой арках (в бортовых все ещё прочерк, так что Акбар давай, до свидания), а так же синий куб вместо черного на зенитках. Но сразу скажу, что “чоткий и дерзкий” вариант вооруженной флотилии вы будете видеть крайне редко, так как, во-первых, флотилии ценят именно за дешевизну, а Combat Retrofits дороже своего мирного собрата на целых шесть очков. Во-вторых, чтобы использовать вооружение “чисто пацанской” разновидности, необходимо лезть на среднюю дистанцию, где у оппонента так же начинают работать синие кубы. А для флотилии это верный путь к гибели (так как синие кубы за счёт двух сторон с прицелами являются самыми точными в игре, и, следовательно, имеют самые высокие шансы заблокировать “скаттер”). Теоретически, из такой флотилии можно сделать интересный вариант “для настоящий пацанов” за счет способности адмирала Сато делать “уличную магию” с кубами (поменять синий куб на черный, затем за счёт команды “концентрация огня” и наличия в пуле черного куба, добавить в него ещё один черный куб, чтобы, в итоге, получить два черных куба с одной флотилии), но на практике он опять же разбивается о необходимость лезть в самое пекло, где флотилии долго не живут.

Впрочем, давайте уже, наконец, посмотрим, за что же так ценят флотилии (я специально использую это общее слово, так как все нижеперечисленное характерно не только для GR75, но и для “Гозанти”).

       

На текущий момент это самый дешёвый “большой” корабль из тех, что есть в игре. В случае с GR75 он стоит 18 очков (“Гозанти” стоит 23, но там более высокая цена обусловлена вооружением), что дешевле, чем некоторые эскадрильи. Соответственно, это самая дешевая активация и “деплой чойс” из доступных повстанцам (да и имперцам, в плане “Гозанти”, тоже). Причём, в отличие от эскадрилий, флотилию можно поставить на стол в качестве самого первого “большого” корабля (что обычно и делают). И активируется она тоже в фазу “больших” кораблей, что позволяет дать возможность более дорогим и важным “большим” кораблям дождаться более выгодного момента для выхода на позицию и атаки за счет более ранней активации флотилии. По этой же причине, они очень часто встречаются в составе МСУ, так как для неё очень важно преимущество в активациях.

Впрочем, флотилия ценна не только своей низкой ценой. Благодаря возможности активировать две эскадрильи, она является хорошим авианосцем за свои очки. Наличие флотилий, выполняющих роль авианосцев, позволяет таким кораблям, как “Либерти” и “Хоум Уан” сосредоточиться на более важных задачах, таких как борьба с кораблями противника, и снимает с них необходимость спамить команду “эскадрильи” вместо команд “навигация” и “инженеры”. Впрочем, от использования флотилий в качестве авианосцев, опять больше всех выигрывает МСУ, корабли в которой зачастую либо вообще не приспособлены для активации эскадрилий, либо им просто не до этого.

Флотилии хорошо подходят на роль дешевого блокера и скрина от стрельбы. Да, корабль оппонента (если он не флотилия, конечно) не будет получать повреждения, если врежется во флотилию. Но “Демолишер”, который не смог долететь до короткой дистанции стрельбы к самому дорогому кораблю из-за того, что уткнулся носом во флотилию, или МС-30, который не смог из-за нее улететь из сильной арки атакуемого им корабля, с лихвой окупают эту жертву. Здесь же стоит упомянуть, что на черных кубах нет прицелов, а значит если корабль оппонента вооружён только ими, а у флотилии токен “скаттер” ещё не истрачен, то ему только останется кусать локти от того, что его атака пропадёт впустую.

Ну и последнее, но не в последнюю очередь. У флотилий есть уникальный слот улучшений Fleet Support, доступный пока только им. И, забегая вперёд, скажу, что для него есть очень вкусные варианты.

Comms Net – дает возможность перебросить один токен команды с флотилии на любой другой корабль в пределах длины линейки. Это очень сильное улучшение, так как позволяет другим кораблям не отвлекаться на генерацию таких ходовых токенов, как токен команды “навигация” или “ремонт”. Причём не обязательно, чтобы токен был на флотилии в начале фазы кораблей, так как это улучшение срабатывает уже после того, как был вскрыт командный диск флотилии и было принято решение, использовать его как команду, или сохранить как командный токен (Важно! Нельзя передать имеющийся у флотилии токен до того, как будет вскрыт командный диск. Если такое все же случилось, придётся выбирать между имеющимся токеном и токеном, полученным с команды, так как флотилия может хранить на себе только один токен). С учётом того, что у флотилии диск команд всего один, можно в начале хода специально заложить команду для превращения её в токен и последующей передачи на другой корабль. Можно даже организовать цепочку из флотилий, которые будут передавать токены друг через друга особо удаленному “большому” кораблю.
Единственным недостатком этого улучшения является то, что вы, по сути, передаете команду флотилии другому “большому” кораблю (если только не припасли токен заранее), что лишает ее команды на этот ход. Так что желательно заранее просчитать, сможет ли флотилия прожить этот ход без команды. Впрочем, при стоимости в два очка, можно смело рассматривать это улучшение как используемое по умолчанию. Его полезность сложно переоценить.

Jamming Field – тоже стоит два очка, но в отличие от Comms Net являет собой образчик крайне специализированного улучшения. Любая атакующая или защищающаяся эскадрилья на дистанции 1-2 от флотилии с этим улучшением считается “обстрактед” для данной атаки. Это улучшение воздействует только на атаки со стороны эскадрилий, на корабельные зенитки оно не работает. До недавнего времени оно было явным аутсайдером, поскольку является обоюдоострым, но после появления эскадрилий со спец. правилом Strategic стало все активнее использоваться для обеспечения их защиты от эскадрилий оппонента (поскольку их главная ценность заключается не в стрельбе по эскадрильям противника, а в той помощи, что они оказывают флоту в плане выполнения задач миссий. Соответственно, чем дольше они проживу, тем больше пользы смогут принести. Имперцам имеет смысл использовать его еще и для дополнительной защиты таких эскадрилий, как TIE-Bomber и Jumpmaster). В целом, не самое плохое улучшение, но брать его стоит только в том случае, если есть четкое понимание в его необходимости.

Repair Crews – как ни странно, но это, пожалуй, самое бесполезное улучшение из всех имеющихся на текущий момент для слота Fleet Support. Когда вы разрешаете команду “инженеры”, вместо траты очков инженерии можно сбросить одну карту повреждения с дружественного “большого” корабля, находящегося на дистанции 1-2 от флотилии. Использование командного токена “инженеры” тоже считается выполнением команды “инженеры”, а, следовательно, позволяет использовать эффект этого улучшения. Проблема Repair Crews заключается в том, что флотилии нужно активироваться достаточно близко от корабля, который она хочет починить, а это, скорее всего, означает, что флотилия будет находиться прямо в самом эпицентре сражения, то есть в том самом месте, где она хочет оказаться меньше всего. Причём, не факт, что у этого самого корабля будет время и возможность пропустить свою активацию ради ремонта. А после своей активации нуждающийся в ремонте корабль может уже улететь далеко от флотилии, и ей опять придётся его догонять. В общем, вроде бы идея хорошая, но на практике работает плохо. Стоит улучшение четыре очка.

Slicer Tools – в своё время этому улучшению пророчили большое будущее, но – не срослось. В конечном итоге, оно оказалось таким же нишевым, как Jamming Field, но нет-нет, да всплывет, иногда с фатальными последствиями для оппонента, который к этому не готов. Улучшение позволяет раз за ход после завершения движения флотилии выбрать один корабль оппонента на дистанции 1-3, и установить на его верхнем командном дайле новую команду. При грамотном применении, особенно, против авианосцев, может произвести эффект разорвавшейся бомбы. Ведь эскадрильям оппонента всегда приятно узнать, что следующей командой их авианосца будет не “эскадрильи”, а, например, “концентрация огня”. Или же корабль, которому срочно нужна команда “навигация”, внезапно обнаруживает, что для него следующей командой будут “инженеры”, хотя повреждений на нем никаких нет, и даже токен команды “инженеры” есть, что, по сути, оставляет корабль на этот ход без команды вообще. В общем, Slicer Tools периодически позволяет приятно подгадить оппоненту то тут, то там, но, в целом, особой погоды это не делает (за исключением первого случая, когда заменяется команда “эскадрильи” на основном авианосце).
Большим недостатком этого улучшения является то, что флотилии опять приходится лезть в самую гущу сражения, на среднюю дистанцию, только теперь она это делает с большущей такой, намалеванной на ней мишенью, так как внезапное вклинивание в командную цепочку бесит любого уважающего себя адмирала. К тому же, есть много способов решить проблему изменённой верхней команды дайла, такие как Skilled First Officer, Weapons/Defence Liason и прочие, которые быстро становятся мейнстримом там, где активно используют Slicer Tools. В общем, за семь очков можно получить неплохой инструмент для троллинга оппонентов (смотреть на меняющееся выражение лица оппонента, когда у него изменяют решающую судьбу корабля команду – бесценно), но редко способный на что-то большее.

Bomber Command Center (так же известный в наших кругах как БКЦ) – ещё одна звезда нашего сегодняшнего хит-парада. Благодаря цене в восемь очков является самым дорогим из имеющихся на текущий момент улучшений для слота Fleet Support. Оно позволяет эскадрильям со спец. правилом Bomber, находящимся в пределах дистанции линейки, перебрасывать один куб атаки при атаке “больших” кораблей. Улучшение получилось настолько эпичным, что разработчикам пришлось его слегка понерфить. После одного из FAQ-ов стало возможно использовать только эффект от одного БКЦ за атаку (дело в том, что в Армаде любой куб можно перебрасывать сколько угодно раз, главное, чтобы источник переброса был каждый раз новый), что привело к исчезновению спама этих улучшений. Но само оно все ещё остаётся ядром любой крупной бомбардировочной авиагруппы, так как позволяет не только не бояться случайной пустой грани на черном кубе, но так же дает возможность особо рисковым игрокам использовать его более агрессивно, давая вторую попытку найти на нем результат хит + крит (впрочем, как и пустое значение тоже). В общем, если вы играете от большого количества эскадрилий бомбардировщиков – это ваш выбор.

Прежде чем мы перейдём к разбору, какие ещё улучшения можно поставить, следует упомянуть об еще одном важном моменте. Когда вы берёте Comms Net или Repair Crews, следует иметь в виду, что в этом случае использовать флотилию в роли авианосца будет затруднительно, так как она будет разрываться между желанием использовать команду “эскадрильи” и генерацией нужного в данный момент командного токена/использования команды “инженеры”. И её общее КПД будет существенно ниже ожидаемого. Учитывайте это на этапе составления ростера.

Ну а теперь мы посмотрим, чем ещё можно улучшить флотилию, в частности повстанческие GR75. Здесь можно пойти двумя путями (впрочем, объединить их в один ничто не мешает, кроме, разве что, идеи о том, что вкладывать много очков в корабль, который бывает внезапно смертен не слишком разумно): это улучшение авианосного потенциала и улучшение вспомогательной роли.

В первом случае можно поставить в слот Offensive Retrofit улучшение Boosted Comms, которое существенно расширит эффективный радиус покрытия для команды “эскадрильи”. Тем более, что Boosted Comms отлично сочетается с Bomber Command Center по радиусу действия и помогает флотилии оставаться на безопасном удалении от центра сражения, сохраняя при этом возможность активно на него влиять. Как альтернативу Boosted Comms, для расширения радиуса отдачи команд эскадрильям можно использовать (причём, крайне эффективно) эскадрильи со спец. правилом Relay, но более подробно об этом я расскажу в статье о крейсерах типа “Гозанти”.
Другим вариантом улучшения авианосной составляющей флотилии является использование Expanded Hangar Bay, которая повысит количество активируемых флотилией эскадрилий до трёх, а при наличии токена “эскадрильи” и до четырё

Источник

Видео и отзывы по теме

Live Epic X-Wing play featuring new Rebel Transport

Our first live play, we test out the new Epic Play rules as well as the new Rebel Transport! Some changes in Epic Play: 6x3 field, 12 asteroids, 300 points, up to 2 Huge ships. Places of...

Star Wars Armada: Wave 3 preview game Hyperspace Assault

Now that all the wave 3 details are out, each of us included flotillas in our fleet. Christian Fleet (2 second player) Wave 3 Dodonna Faction: Rebel Alliance Points: 399/400 Commander:...

Добавить комментарий