Обзор настольной игры: Secrets of the Lost Tomb
Подробный обзор игры от группы Geek Media.
1-6 чел. /60-120 мин.
Что такое нарратив и как с ним бороться?
В большинстве своем настольные игры на рынке — это так называемые евро. Именно они наиболее широко распространены и любимы публикой по множеству причин. Они позволяют просчитывать выгоду, а победа дает ощущение того, что выигравший перехитрил и перемудрил остальных. Более того, евро-игры обычно малоконфликтны, и за партиями в них не распадаются семьи, а столовые приборы не наносят увечий.
В последнее время идея нарратива проникла и в них. В «Чартерстоуне», Above and Below и серии схожих игр сюжету и его развитию (именно в этом смысл нарратива) уделяется огромное внимание. Тем не менее, атмосфера и нарратив в евро обычно притянуты за уши, напоминают попытку натянуть что-то на глобус и скорее отвлекают от фарма победных очков, чем добавляют игре сюжетную составляющую. Конечно, с художественными вставками любая игра становится интереснее, но и с этим тезисом многие поспорят.
Где нарративу есть место развернуться, так это америтреши. Как говорит один мой друг, глубоко утонувший в настольных ролевых играх, — это недоролевки, но ведь если бы мы хотели ролевку, мы бы в нее и поиграли? Но ведь мы же хотим настолку? Художественное вплетение сюжета в игровой процесс великолепно вписывается в данжн кроулы. Сегодня речь не о зомбицидах и массив даркнессах, где сюжет заканчивается на прочтении текста сценария, а о той игре, где он продолжает развиваться в ходе партии и двигает ее вперед.
Потерянная гробница
Компания Everything Epic пару лет назад собирала средства на игру Secrets of the Lost Tombна Кикстартере , а в прошлом году продолжила серию уже в космическом сеттинге игрой Secrets of the Lost Station. Ее автор — Крис Батарлис — очень улыбчивый американец, который с шутками и прибаутками рассказывал мне об игре на прошлогоднем Эссене и обещал, что обязательно понравится. Учитывая, что мне очень надоело набирать очки разными способами в постройках деревень и выменивать шило на мыло, он как в воду глядел.

Каждые 113 лет над Землей пролетает треххвостая комета. Именно в это время в самом центре Бермудского треугольника появляется Гробница. Сооружение таит в себе сокровища и тайны всех времен и миров. Эль Дорадо, Шангри-ла, Атлантида, Авалон, Олимп и Вальгалла в одном месте со всеми их богатствами. Сама Гробница гораздо древнее человеческой цивилизации и хранит множество опасных секретов.
Вечный Орден Персея следит за тем, чтобы силы гробницы и зло, сокрытое в ней, не навредили миру. Его члены — хранители покоя и стражи Земли. Только они знают, что с каждым появлением Гробницы великое зло может вырваться наружу, но никогда не знают точно, в каком обличии.

Как вы уже догадались, игрокам предстоит стать членами Вечного Ордена Персея и, проникнув в Гробницу, выяснить, какое зло готово вырваться в этот раз и остановить его. Перед игрой участники решают, какой из сценариев будет играться в данной партии. Сценариев достаточно и в базовой коробке, но к игре уже вышла пачка дополнений с новыми. В зависимости от сценария немного меняется подготовка к игре, но каждый начинается одинаково: выбранные игроками персонажи входят в Гробницу, каждый со своим снаряжением и навыками.
Сюжет каждого сценария отличается от других: то игрокам придется искать древние египетские артефакты, чтобы упокоить непобедимую мумию, то остановить Жрецов от призыва Ктулху на землю.

На первый взгляд игра напоминает Betrayal at House on the Hill: система вскрытия новых комнат и триггеров эффектов приблизительно та же самая. Однако в Secters of the Lost Tomb у игроков больше контроля над тем, что они могут сделать. Нарративная часть состоит в сюжете самого сценария и регулярных триггерах. Когда один из игроков вскрывает новую комнату Гробницы, с ним может случиться сюжетное (соответствующее сценарию) или случайное (тянется из колоды) событие.

Текста в игре очень много, и без знания языка хотя бы одним из участников играть в Secrets of the Lost Tomb абсолютно бесполезно. Сюжетные события из книги сценариев двигают вас вперед и постепенно подводят к кульминации сценария и его развязке. В первом сценарии, например, игрокам необходимо найти три артефакта, которые помогут победить древнего фараона (у него заоблачные параметры, и победить его без подготовки реально не получится) до тех пор, пока он не проснулся сам. Для этого они будут исследовать Гробницу и искать комнаты, где эти артефакты запрятаны (само собой, механика не позволит случиться такому, что артефакты окажутся в последних тайлах стопки, поскольку они находятся не в определенных комнатах, а открываются после исследования нужного количества комнат с символами).

Чем глубже игроки исследуют пирамиду, тем больше полезных предметов они смогут найти и тем больше монстров встретится им на пути. Кроме того скучать не дадут и случайные события, которые могут быть как приключениями, так и напастями. Игрокам будет представлен выбор действий и возможность получить награду или осложнить себе дальнейший путь. Конечно, отыгрыш этих карт сводится в основном к прохождению теста на кубиках, но тексты на картах приключений/напастей очень неплохи.

Игра отлично масштабируется под количество игроков. Чем больше игроков будет в партии, тем меньше действий каждый из них сможет совершить за раунд. Если игроков совсем мало, они получат себе специальные карты помощников и отправятся бороться со злом. Для сольного режима предусмотрен специальный персонаж, которого рекомендуется не использовать в других режимах игры. Думаю, что играть один и тот же сценарий, несмотря на обилие карт событий, предметов и модульное подземелье, будет не очень интересно, но сценариев уже выпущено очень много.

Сложность игры также определяется самими игроками. Колода Гробницы (специальные карты, отвечающие за спам монстров и время некоторых триггеров) собирается из простых (зеленых) или сложных (красных) карт. Для игры средней сложности все карты замешиваются. При этом сложность увеличивается не только с силой монстров, но и с их количеством. За убийство каждого монстра игроки получают осколки душ, которые служат как показатель агро самого игрока (у кого их больше, к тому и бегут монстры) и внутриигровая валюта: за них можно приобрести очень мощное снаряжение или увеличить параметры у ловца душ.

Конечно, как и любая другая игра с нарративом, впечатления от Secrets of the Lost Tomb будут сильно зависеть от компании, но для фанатов «Предательства в доме на холме» (спойлер — в Гробнице есть сценарии с предателем), разнообразных данжн кроулеров и подземных приключений она точно подойдет.