Обзор настольной игры: Chaos in the Old world
Обзор на Chaos in the Old world от Geek Media.
Приходит как-то Кристиан Питерсен к Эрику Лэнгу и говорит: “Дружище, ты должен сделать асимметричную игру на контроль территорий по вселенной Вархаммера!” Лэнг человек простой: нужно сделать — сделал. Так началось триумфальное шествие очень хороших и очень похожих друг на друга игр в стиле “dudes on a map” (“чуваки на карте”).
Итак, жили-были четыре брата: Кхорн, Нургл, Тзинч и Слаанеш (с этим последним не все так однозначно, так что может он и сестра). Будучи по совместительству богами Хаоса, они решили захватить Старый свет (действие игры происходит во вселенной Warhammer fantasy battles), а у нас появилась возможность поучаствовать.

Как и у более поздней Cthulhu Wars, тематическим нововведением “Хаоса в старом мире” стал “перевернутый” сюжет: вместо привычных для игроков в Warhammer Fantasy героев, превозмогающих толпы врагов, здесь придется играть за, собственно, толпы врагов.

Механика игры знакома всем, кто видел Blood Rage, Cthulhu Wars или “Крестного отца”. Есть карта, на которую надо призывать фигурки, чтобы контролировать территории. В начале хода происходит событие, которое меняет базовые правила игры (по сюжету герои Старого Мира как-то пытаются противостоять игрокам). У каждого игрока есть фиксированное число очков действия, которые можно тратить на призыв фигурок, перемещение фигурок и разыгрывание специальных карт. Игроки по очереди выполняют по одному действию, пока все не потратят все очки или не спасуют. После этого наступает финальная фаза хода: на территориях, где есть фигурки двух или более игроков, происходят сражения (отыгрываются на шестигранных кубиках), потом выжившие кладут на территории жетоны скверны (мы же пришли сюда сеять хаос и потустороннюю магию!), проверяются условия победы — и начинается новый ход.

За что же Chaos in the old world получил несколько наград “самая инновационная игра” в далеком 2010 году? Давайте остановимся на интересных механиках.
Во-первых, есть несколько путей к победе. Да, это уже было в той же “Цивилизации” от той же FFG, но там сама игра гораздо сложнее. Здесь победить можно тремя путями: набрав 50 или больше очков; выполнив персональный квест определенное число раз; или разрушив Старый Мир (при этом нужно иметь больше очков, чем у остальных). Это значит, что игроки будут конкурировать между собой на уровне базовой механики, но каждый сможет ощутить продвижение к победе по одному из путей. Кроме того, по времени проиграть могут все: когда колода событий заканчивается, Старый Мир успешно отразил нашествие Хаоса.

Во-вторых, есть хорошо заметная асимметрия: несмотря на одинаковый набор базовых действий, у каждого из богов своя стратегия победы (Нургл хорошо зарабатывает победные очки; Кхорн отлично делает свой личный квест “убей всех большим топором”; Тзинч и Слаанеш могут хорошо подстраиваться под ситуацию на поле), своя колода карт действий и свой набор юнитов.

Наконец, базовая механика заставляет игроков хорошо планировать свою стратегию: чтобы получать победные очки, нужно сохранять юниты на территории; чтобы разрушать области, нужны культисты, которые не умеют сражаться; чтобы сохранять юниты, нужные боевые фигурки, которые плохо зарабатывают победные очки… Сложный выбор приходится делать постоянно.
Разумеется, возраст берёт своё, и после современных игр очень явными кажутся недостатки “Хаоса”. Игра довольно жестока к участникам: ввязавшись в ненужную драку или пропустив важное действие, очень трудно потом вернуться в лидеры гонки за победу, потому что ресурсов всегда очень мало, и новых взять неоткуда. Фигурки мелкие и невзрачные (хотя для 2009 года издания это было почти прорывом). “Хаос” очень плохо масштабируется: игра явно строго рассчитана на четверых (или пятерых — с дополнением “Рогатая Крыса”), а уже втроем на карте слишком много свободного места, чтобы было интересно и контактно. Кого-то может отпугнуть тематика: многие не любят сеттинг “Вархаммера”, а кому-то может быть противно играть за бога болезни и разложения.

Тем не менее, классика остается классикой: Chaos in the old world вполне подойдет поклонникам игр Лэнга, которые хотят разложить что-то неожиданное в перерыве между Blood Rage и “Крестным отцом”. Партия играется около часа, рассчитана на 4-5 игроков (втроем лучше даже не пытаться).

Эта игра в какой-то мере стала основополагателем целого жанра игр, и поэтому попробовать ее обязательно стоит. К сожалению, “Хаос в старом мире” более не выпускается и врядли будет переиздан (Games Workshop отозвали лицензию у FFG). Теперь коробка стала раритетом и коллекционной ценностью.