Обзор настольной игры «Это моя война» (This War of Mine)

Очередной подробный обзор игры от группы Geek Media.

1-6 чел. / 90 — 300 мин .

Не буду скрывать: в цифровую версию, которая дала рождение этому проекту, я не играл, но вполне наслышан о том, что на компьютере это культовый survival (игра на выживание). Судя по отзывам, оригинальную игру очень удачно перенесли в настольный вариант. Игра проходила сбор средcтв на Kickstarter и была локализована на русский язык компанией Crowd Games. как вы уже поняли из названия, речь пойдет об «Это моя война» (This War of Mine).

Игровое поле, подготовленное к партии.

После десятков различных евро-игр, сыгранных в прошлом году, мне очень хотелось чего-то нарративного, с сюжетом, персонажами и кучей текста (на эту мысль меня натолкнула евро Above and Below, о которой мы недавно писали). Свежая локализация как раз удачно оказалась у нас в руках.

Игра проходит в осажденном городе во время гражданской войны. Сеттинг максимально депрессивный: кругом голод, нехватка лекарств, холод, постоянные снайперские и артиллерийские обстрелы. Хоть как-то выжить можно только в полуразрушенных домах. В один из таких домов как раз и прибывает ваша группа.

День первый, все живы-здоровы, но слегка голодны.

Дом завален хламом, и некоторые помещения заперты: здесь вам предстоит обустроиться, чтобы попробовать выжить до окончания боевых действий.

На поле, изображающее дом в разрезе, выкладывается стопка сюжета (всего игра проходит в три главы, в каждой игрокам предстоит пережить различные события и выполнить определенные цели), карты завалов, дверей и тд — это то, что на данный момент находится в комнатах. По ходу разбора завалов игроки будут получать ресурсы, из которых смогут построить все необходимое для жизни (карта завала убирается с поля, и комната становится доступной для выкладывания на нее карты с чем-то полезным): печка-буржуйка спасает от холода, верстак даст возможность делать создавать инструменты, кровать — отдыхать. В игре очень много того, что можно и нужно построить у себя в доме — было бы время и ресурсы.

Постепенно разгребаемся и отстраиваемся.

А времени в игре катастрофически не хватает. Игра разбита на фазы: день — как раз когда все разгребается и отстраивается, и ночь — когда игроки могут вылезти из дома и обследовать окрестности. Днем у каждого героя есть три действия, за которые можно разгребать завалы, искать ресурсы в подвале, топить печь, готовить еду, обустраивать жилище — возможности очень широки. Но герои также уязвимы к различным состояниям: депрессии, ранениям, усталости, болезни, голоду — все ониснижают работоспособность. Стоит проголодаться или не поспать — и действий у героя уже два.

Ночью герои могут исследовать окрестности (каждый раз им доступно три карты, указывающие, куда они могут пойти), и в это время в игре происходит самое интересное.

Пора вылезти наружу и, возможно, пообщаться с местными

В игре интересно построена механика вылазок. Три карты локаций дают доступ к различным местам: чем «дальше» от дома локация, тем меньше карт пойдет в ее пул. Карты — это одновременно и время на исследование локации, и события, которые в ней происходят. Например, если вы выбрали идти в ближнюю локацию, то вам будет доступна колода из 14 карт, а в дальней — всего 10. Некоторые карты дают игрокам выбор: либо сделать что-то быстрее (и нашуметь, а шум привлекает местных, что не всегда хорошо), либо сделать тоже самое, но медленнее (и сбросить карты из вашей колоды, тем самым сократив область исследования).

Но самое главное, что в этих местах с вами происходят различные события, которые описываются в специальной книге: всего событий почти две тысячи, и у них различные триггеры. Вы можете найти человека, спящего на аптечке, и решить, отбирать ли у него лекарства; или встретить кого-то, готового поторговать; найти нового спутника или новых приключений.

Ночью на ваш дом происходит нападение: если никого на страже не оказалось, его могут разграбить.

Эта игра является исключительным кооперативом, в котором отлично удалось избавиться от основной проблемы кооперативов — наличия альфа-игрока, помыкающего всеми. В игре две книги: одна содержит все сюжеты, вторая — некое подобие памятки по ходу и фазам игры, в ней самой указывается, когда нужно передать книгу (дневник) игроку слева от себя. Тот, у кого в данный момент книга-дневник, принимает все решения по спорным вопросам. Дневник много раз за ход переходит из рук в руки, и все оказываются вовлечены в игру (мы, правда, все равно выдали каждому по персонажу в попечительство).

Нарративная часть не заканчивается даже со смертью персонажа, каждому из них уготовлена собственная кончина, уникальная для каждого исхода (мою подопечную, например, добила депрессия, и она повесилась в дальней комнате дома).

«Это моя война» — очень суровая и жестокая игра: персонажам действительно приходится зачастую принимать тяжелые и аморальные решения, чтобы выжить, идти на крайние меры и не заботиться ни о ком, кроме себя (мрут персонажи тоже регулярно). Ну а как еще может быть в тех условиях, куда они попали? Игра сложная и долгая. Первая партия займет у вас часа полтора, и скорее всего вы проиграете. Вторая займет еще больше времени, и вы опять проиграете, но уже проживете дольше. Неплохие шансы и осознание того, как выжить и что нужно делать, появляются к третьей партии. Я думаю, что это хорошо, ведь если бы она проходилась с первого раза, какой смысл играть еще раз?

Координация действий, менеджмент ресурсов, сюжетная составляющая и исключительно высокая кризисность — так я бы описал основные механики. Компоненты игры, кстати, на высоте: разной формы картонные жетоны (патроны, например в форме патронов, а аптечки в форме крестика), пластиковые ресурсы: вода, дерево и запчасти, огромнейшее игровое поле, десяток колод карт (возможно, на них я бы сделал менее аскетичные иллюстрации, как минимум на колоде местных и исследований) и пластиковые миниатюры. Миниатюр вообще могло бы не быть в коробке, но они есть, и для каждого возможного персонажа — своя. Карты, правда, в основном не иллюстрированные и содержат исключительно текст.

Миниатюры
Жетоны и ресурсы

А теперь ложка дегтя. В игре очень плохо написаны правила. Да, дневник предназначен для того, чтобы его передавали из рук в руки, но зачем-то авторы разбросали сноски на разные куски правил в основной книге вместо того, чтобы просто напечатать их подряд в начале этой же книги. В итоге, если вам нужно что-то подсмотреть, вы лезете в дневник, чтобы он вам дал сноску, где смотреть это в основной книге. На картах зачастую указываются триггеры, и не всегда понятно, срабатывают они или нет, когда что именно срабатывает. Хотя после просмотра летсплея становится гораздо проще.

В итоге я получил именно то, что хотел: нарративную игру более чем на один раз. Российских издателей можно только похвалить за тонны перелопаченного текста и соответствие качества компонентов русской версии иностранному оригиналу. Занимает она много времени, и не могу сказать, что случится, когда мы ее поборем, но пока хочется сыграть еще разок.

P.S.: когда будете выдавливать жетоны, выдавливайте и те прямоугольнички, на которых нет надписей и изображений — они вам пригодятся, не выбрасывайте их.

Видео по теме

Это моя война. Летсплей. Хоумрулы. Настольная игра. This War of Mine The Board Game. Let's Play

Играем в настольную игру Это Моя Война ( This war of mine the board game). Играем немного не по правилам, а именно: 1. Журнал...

Это моя война - распаковка настольной игры / This War of Mine - board game unboxing

Не все игры успели приехать в 2017 году, оттого они стали ещё более желанными в 2018! Своими впечатлениями от...

This War of Mine (Prototype) - обзор от "Два в Кубе"

На войне не все солдаты. Такой важный посыл несёт отличная игра под названием This War of Mine, настольная версия...

Добавить комментарий