Дополнение X-Wing TIE Phantom Expansion Pack
Апрельский FAQ от FFG, как принято считать, понерфил фантом. Напомню, что вкратце изменения выглядят следующим образом:
- Фантом совершает decloak не в свою фазу движения, а в самом начале фазы активации, перед полётами всех кораблей на столе. После этого он летит в свою фазу движения по общим правилам.
- Теперь фантом может совершать decloak, даже если он ионизирован.
С одной стороны, Whisper перестал быть таким неуловимым зверем, каким он был до изменения правил (кстати, это забавно отразилось на “чемпионских” листах с проходящих сейчас региональных чемпионатов: вместо Дециматор + Фантом теперь повсюду Дециматор + Сунтир Фел). С другой стороны, я не считаю, что пора ставить фантом на полку. Как мне кажется, теперь перед фантомом открываются новые возможности, которым мешала до последнего времени гегемония такой вот закачки:
Иногда к этому (если оставались очки) добавляется крюшник по вкусу, например Recon Specialist или Rebel Captive. Для особо кровожадных – Gunner, отлично комбящийся с Fire Control System.
Дорогой Advanced Cloaking Device необходим, чтобы уйти в cloak сразу после стрельбы, и (почти) все вражеские корабли стреляли по фантому уже с маневренностью 4. В итоге Whisper – машина сколь эффективная, столь и дорогая – от 39 очков, и при этом уязвимая. Накидать 3-4 бланка на 4 зелёных кубиках проще простого. Так что фантом до нерфа выручало то, что за счёт своевременного decloak’а он вообще вылетал из арок стрельбы большинства вражеских кораблей, ну а от арок в 360 градусов как-нибудь отбивался. Впрочем, Хан Соло с инициативой или Дециматор с 10 скиллом и ганнером – это уже не шутки.
Сейчас же игра приведённой выше закачкой иногда напоминает бросок монетки. Орёл – ты сделал decloak куда нужно тебе, и по тебе никто не постреляет. Решка – ты сделал decloak туда, где тебя поджидал оппонент, и тебя расстреляли в упор. Утрату гибкости можно попробовать компенсировать с помощью Advanced Sensors (сам пробовал на первом большом омском турнире).
Замысел был в том, чтобы, если это необходимо, сделать бочку перед выполнением манёвра. Иногда – фокус или ивейд, если видно, что столкновения с другим кораблём не избежать. Честно говоря, я не особенно впечатлён тем, как это работает на практике. Реальной необходимости совершать действие до манёвра почти не возникало, так что 3 очка за Advanced Sensors я платить не стал бы. В общем, по Whisper’у в стандартной закачке вывод такой: как играли раньше, так играем и теперь. Это всё ещё машина смерти, которая часто и сама умирает очень по-глупому, так что VI + FCS + ACD – и вперёд.
Теперь о том, что становится интересным и перспективным в свете новых правил по decloak. Во-первых, это Echo. Вместо 3 вариантов decloak’а у Echo есть целых 6 (не принимая во внимание, конечно, корректировку decloak’а вправо и влево относительно ширины подставки). И тут оппоненту куда сложнее предсказать, где ваш фантом окажется в итоге.
Добавьте к этому Advanced Sensors – и… вы сами уже не будете уверены в том, где окажется ваш фантом, что уж говорить об оппоненте. Прочая закачка, думаю, очевидна: Veteran Instincts + Advanced Cloaking Device.
Мало того, что голый Sigma Squadron Pilot стоит всего 25 очков, так он ещё и позволяет создавать, своего рода, спам из недорогих по очкам эффектов, как, например Tactician. Фантомы, даже самые дешёвые, достаточно мобильны, чтобы вырулить на расстояние 2 к вражеским кораблям, а с двумя стрессами скучает любой корабль, а Агрессоров с Push the Limit и вовсе можно хоронить. Другой интересной и дешёвой опцией являются Enhanced Scopes, которые позволяют вам блокировать своими фантомами вражеские корабли, и не только лишать их действий, но и возможности стрелять в ваши фантомы, что для хрупких Sigma и Shadow особенно важно. Не забывайте, в конце концов, что фантом по-прежнему единственный корабль в игре с родными 4 кубиками атаки. За 25 очков? Не так уж и плохо!